Социально-психологическая служба

Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с задержкой психического развития в инклюзивной среде.

Психолого – педагогическое сопровождение семьи, имеющей ребенка с ЗПР необходимый и сложный процесс. Сложность данной работы заключается в том, что каждая семья – это особый, неповторимый мир, и проникновение в этот мир требует высокого педагогического такта, тонкого психологического подхода, большой гибкости и профессионального мастерства. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители и учителя.

Можно выделить некоторые направления деятельности в системе психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка с задержкой психического развития.

  • Информирование родителей о природе задержки психического развития. Можно использовать разные методы: беседа, информационные памятки и т.п.

  • Повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Обсуждение с родителями задач, содержания и форм работы с ребенком с задержкой психического развития;

  • Сотрудничество с родителями ребенка с ЗПР. Информирование родителей о проводимой работе с ребенком; нацеливание родителей на закрепление полученных знаний, умений в домашних условиях; обратная связь с родителями (успехи и трудности ребенка).

  • Нормализация детско-родительских отношений;
  • Поддержка и повышение социального статуса семей;
  • Профилактика эмоционального выгорания родителей, формирование умений психологической защиты и самовосстановления.
  • Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс

(родительский комитет; открытые уроки и внеклассные мероприятия; дни открытых дверей; дни творчества детей; внеклассная работа и субботники и др.)

Успешность и результативность деятельности по психолого-педагогическому сопровождению семьи, имеющей ребенка с ОВЗ, во многом зависит от той теоретической модели семьи, в рамках которой будут осуществляться ее анализ и диагностика. 

Системная модель семьи наиболее эффективна и практична, так как позволяет специалистам по сопровождению сформировать целостное представление о структуре и характеристиках семейного пространства, дает в руки ориентиры для понимания и прогнозирования поведения членов семьи, позволяет точно выделять точки приложения сил по гармонизации  внутрисемейных отношений и, в конечном итоге, усиления коррекционно-развивающего потенциала.

В рамках системной модели любая семья может быть охарактеризована рядом параметров. Для диагностики семейных дисфункций и нарушений, нуждающихся в дальнейшей коррекции, выделяются следующие характеристики семьи как системы.

  • Стереотипы взаимодействия, определяющие диапазон поведения, требования
  • Семейные правила
  • Семейная история
  • Семейные мифы
  • Сплоченность
  • Альянсы и коалиции
  • Гибкость

Основные направления работы по оказанию психолого-педагогической помощи семье:

Работа специалистов по психолого-педагогическому сопровождению семьи, отнесенной к неблагополучной, может разворачиваться по нескольким направлениям, что позволяет обеспечить своеобразный перевод из состояния неблагополучия в состояние психологического благополучия:

1. Обучение эффективной внутрисемейной коммуникации всех членов семьи, способствующей формированию адекватной самооценки и дающей возможность получать эмоциональную поддержку. Для этих целей может быть реализована программа группового тренинга эффективной коммуникации для нескольких семей. В программу тренинга целесообразно включить разделы:

  • обучение навыкам активного слушания;
  • обучение новым способам общения (подчеркивая эффективность позитивного подкрепления в отличие от негативного подкрепления);
  • обучение навыкам выражения мыслей и чувств от первого лица («Я-сообщение»);
  • гармонизация отношений между диадой «мать с больным ребенком» и членами семьи, членами семьи и другими (посторонними) лицами.

2. Оптимизация функционирования семейной системы. Прежде всего, речь идет о необходимости оптимизации системы семейных правил, регулирующих жизнь семьи. (Для этого может использоваться методика организации «Семейного совета», на котором члены семьи выявляют, осознают и оценивают существующие семейные правила и вырабатывают новые).

3. Формирование навыков для установления необходимых для функционирования и развития семьи ресурсных социальных связей. Для реализации этой цели будет уместно мотивировать членов семьи на поиск и установление контактов с различными сообществами и организациями, объединяющими людей со схожими проблемами.

4. Формирование адекватного, реалистичного отношения к ограниченным возможностям ребенка.

5. Формирование ответственной родительской позиции

6. Формирование коррекционно-развивающей среды.

Формирование коррекционно-развивающей среды

В целом коррекционно-развивающая среда в семье может включать в себя следующие основные компоненты:

  • Общая эмоциональная семейная атмосфера, которая создает общий позитивный фон настроения без излишней инвалидизации ребенка;
  • предметно-пространственная развивающая среда, специально организованная с учетом особенностей развития ребенка, включающая в себя  функционально-ориентированные игрушки пособия для развития сенсомоторных функций, конструкторы, полусферы, игрушки и пособия для развития общей и мелкой моторики и др.;

Возможные ошибки педагогов (родителей) – педагог подгоняет, торопит, чувствует себя дискомфортно во время срыва, бездействия, пытается помочь, берет на себя выполнение ряда операций.

Программа по профориентации для обучающихся 9-11 классов

Программа коррекционных занятий для детей с ОВз (ЗПР) (1–4 классы)

Памятка для родителей по вопросам обучения и воспитания детей с ОВЗ

Коррекционно-развивающая работа. 5 класс.

Проведение психологических и социологических исследований


Буклет - 0001 - копия

11 февраля 2016 года в МКОУ СОШ №12 прошёл семинар по повышению профессиональной компетентности педагогов «Профилактика жестокого обращения с детьми». Семинар и тренинги провела Лучкина Наталья Александровна, педагог  Государственного казённого специального (коррекционного) учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №33 г.Ставрополя». На базе этого учреждения уже ряд лет работает стажёрская площадка «Профилактика жестокого обращения с детьми».

  IMG_2924 IMG_2928 IMG_2921 IMG_2935 IMG_2944

Буклет - 0001 Буклет - 0002


Антистрессовые приёмы
Как помочь подготовиться к экзаменам
Приёмы проявления человеческой теплоты учителя к детям
Рекомендации по повышению мотивации
ЕГЭ: рекомендации психолога
Советы классному руководителю
Советы учащимся для успешного выполнения тестирования


Обобщение опыта психолого-педагогическое сопровождение