Обучение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Правовой навигатор

Организация обучения лиц с ОВЗ:

ФЗ №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об Образовании в Российской Федерации»

Указ Президента РФ «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы» от 01.06.2012г. № 761;

ФГОС начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (приказ Минобрнауки России от 19.12.2014г. №1598);

Постановление Главного Государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 г. №26  «Об Утверждении СапПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (далее — СанПиН).

Обучение детей-инвалидов в Ставропольском крае
Обучение детей с ОВЗ и детей-инвалидов
Нормативная база
ФГОС учащихся с ОВЗ

Методические рекомендации:

  • Примерные адаптированные образовательные программы для категорий обучающихся с ОВЗ в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о. Скачать
  • Методические рекомендации по организации и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в форме основного государственного экзамена и единого государственного экзамена для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов. Скачать
  • Предложения и рекомендации по внедрению специальных федеральных образовательных стандартов, в том числе по совершенствованию нормативной и методической базы, описание механизмов внедрения СФГОС. Скачать
  • Приказ МОН РФ №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 19.12.2014 г. Скачать
  • Приказ МОН РФ №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» от 19.12.2014 г. Скачать

ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» разработаны тренировочные сборники для подготовки к государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Ознакомиться с электронным учебно-методическим ресурсом можно по ссылке: http://fipi.ru/trensborniki-ovz


Выбор маршрута образования для детей с ОВЗ и инвалидностью

Выпускник с ОВЗ и инвалидностью — выбор профессиональной траектории

Программа коррекционно-развивающей работы по преодолению трудностей в обучении для обучающихся с ОВЗ (ЗПР)

Программа психокоррекционной работы для обучающихся с ОВЗ (ЗПР)

Классный час на тему: «Как уберечь себя от беды?» для учащихся 2-4 классов с ограниченными возможностями здоровья

Классный час на тему «Здоровый образ жизни» для учащихся 2- 4классов  с ограниченными возможностями здоровья


incobrОбразование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально- экономического развития Российской Федерации.
В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования.

Приём лиц с ОВЗ в школу.

mx_fwn0brfyПриём лиц с ОВЗ в школу проходит в соответствии с общим порядком поступления ребенка в школу. Результаты медицинского обследования перед поступлением в школу и результаты обследования ПМПК не должны содержать в заключении противопоказаний к поступлению в массовую школу. Поэтому, если нет противопоказаний, то ребенку с ОВЗ не могут отказать в поступлении в школу. Главное, чтобы совместное воспитание и обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений, не сказывалось отрицательно на результатах обучения последних.

Чтобы обучающийся с ОВЗ мог полноценно обучаться в образовательных учреждениях применяются принципы инклюзивного образования. Это означает, что особым детям должен быть обеспечен равный доступ к образованию с учетом различных потребностей и индивидуальных возможностей.

Дети с трудностями обучения — это не редкость в современной школе. Адаптация к школе у таких детей проходит дольше и сложнее. Темп работы в классе, большое количество учеников в классе, как следствие отсутствие индивидуального подхода — неполный перечень трудностей, с которыми дети с ОВЗ могут столкнуться в школе. Задача родителей прислушаться к рекомендациям специалистов по организации обучения особенного ребенка. Задача школы в данном случае создание специальных условий обучения.

Специальные условия — это необходимые для получения детьми с ограниченными возможностями здоровья реабилитационных услуг приспособления, технологии, способы, методы, программы, учебники, пособия и другие средства, обеспечивающие реализацию их конституционных прав и свобод.

Данные о детях с ОВЗ, обучающихся в МКОУ СОШ №12 в 2016-2017 уч.году:

СтупеньКоличество детейПрограммаУМК
1-4 кл.1,3 кл. - 9
2,4 кл. - 14
Обучаются по адаптированной ООП для детей с ЗПР VII вида"Школа России" (А.А.Плешакова). Учебники входят в Федеральный перечень учебников.
5-9 кл.7 кл. - 9Обучаются по адаптированной ООП для детей с ЗПР Учебники входят в Федеральный перечень учебников (ФКГОС).
Итого:32

В МКОУ СОШ №12 обучается 32 ребенка с ОВЗ. Обучение детей с ОВЗ организовано совместно с другими обучающимися (инклюзивное образование). Определением траектории развития и обучения в школе детей с ОВЗ занимается ПМПК.
В МКОУ СОШ №12 созданы специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. Кроме того, в МКОУ СОШ №12 обеспечены специальные условия обучения и воспитания, которые включают в себя:

  • 1111_1школа реализует адаптированные программы для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (Адаптированная программа разрабатывается с учётом особенностей развития ребенка, основной целью является коррекция нарушений развития и коррекция нарушений социальной адаптации. Разработкой адаптированной программы школа занимается самостоятельно. Основой для разработки адаптированной программы является ФГОС);
  • по медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей) учащихся организуется индивидуальное обучение на дому;
  • вопросы деятельности образовательного учреждения общего типа, касающиеся организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья регламентированы Уставом и локальными актами образовательного учреждения;
  • в целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического (или) психического развития   в школе работают: социальный педагог, педагог-психолог, логопед и медицинский работник;
  • проводится   информационно-просветительская, разъяснительная работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – учащимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками;
  • вход в школу оборудован пандусом;
  • проводятся индивидуальные и групповые коррекционные занятия;
  • педагоги прошли курсы повышения квалификации по подготовке педагогов по вопросам организации образовательного пространства обучающихся с ОВЗ.

Организация обучения на дому лиц с ОВЗ.

article352Основанием для организации обучения на дому является заключение медицинской организации и заявление родителей (законных представителей). Школа:

  • предоставляет ему на время обучения бесплатно учебники, учебную, справочную и другую литературу, имеющуюся в библиотеке образовательного учреждения;
  • оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ;
  • осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию;
  • выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании.
    Обучение бесплатное. Кроме того, ребенок, обучающийся на дому, имеет право в соответствии с индивидуальным учебным планом посещать отдельные уроки и мероприятия в школе.
    Домашнее обучение (обучение на дому) — это не форма получения образования или обучения, а условие организации учебного процесса для особых детей. То есть дети, которые переведены на домашнее обучение, являются полноправными участниками образовательного процесса школы.